Во время распространения короновирусной инфекции сфера образования РК, как и многие другие сферы деятельности столкнулись с большими трудностями. В образовательных учреждениях при реализации образовательных программ рекомендовано введение каникул для обучающихся или перевода их на дистанционное обучение. Под дистанционным обучением понимается организация образовательной деятельности дистанционных технологий, а так же ннформационно-телекоммунпкацпонных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, обеспечивающих взаимодействие учащихся, родителей и педагогических работников.
В практике реализации образовательных программ в детских школах искусств дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда широко не применялись. Основной формой обучения в школах искусств является урок, так как особой ценностью обучения всегда считалось живое общение педагога и ученика как самая действенная «технология» освоения того или иного вида искусства. Но в условиях введения на территории Республики Казахстан режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции большинство детских школ искусств, учитывая современные технические возможности рассмотрели вопросы внедрения дистанционных технологий обучения, которые позволили не только обеспечивать учебный процесс в период экстремальных ситуаций, но и расширят возможности детских школ искусств в эффективной реализации образовательных программ. Исходя из сложившейся ситуации, возникла необходимость в разработке и применении новых педагогических форм и методов профессиональной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учеников на расстоянии с сохранением всех элементов привычного образовательного процесса (теория, отработка, контроль, оценки) и реализуемое средствами информационных технологии пли другими средствами, предусматривающими интерактивность. Внедрение дистанционного обучения в детской школе искусств позволяет расширить возможности в осуществлении образовательной деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов работы по санитарно-эпидемиологическим (и другим причинам) в обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в период каникулярного времени, и создать условия для разработки индивидуальных траекторий обучения детей. Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся.
Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям. Когда перед нашим коллективом встал вопрос о дистанционном обучении в первую очередь стало необходимо адаптировать индивидуальный урок обучения игре на фортепиано для дистанционного учебного процесса, сохраняющего полноту реализации образовательных программ.
Этап реализации данной цели начался с ревизии технических возможностей преподавателя и учащихся.
После мы совместно с родителями и учащимисяВыбрали приложение мессенджер, которое будет позволять проводить индивидуальный дистанционный урок, через видеосвязь исходя из ревизии технических возможностей преподавателя и учащихся. По итогу это было приложение Zoom Обязательно провели корректировку и изменение расписание занятийв соответствии с
учебным планом по предмету7 в рамках рабочего времени, учитывая гигиенические требования к режиму образовательной деятельности..Информировали учащихся о реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения и ознакомилирасписанием занятий проведения дистанционных уроко и консультаций Информировали родителей учащихся о реализации образовательных программ пли их частей с применением дистанционного обучения, в том числе ознакомить с расписанием занятий проведния
дистанционных уроков Проводили консультации для родителей Подготовили учебный и учебно – методический материал,
позволяющий осуществлять полноценный педагогический процесс в дистанционной форме в соответствии с реализуемыми образовательными стандартами Вести учет результатов образовательного процесса а также Осуществляли контроль и оценку самостоятельной работы учащихся, Оценки выставлялись в электронные дневники Ежедневный отчет преподавателей и концертмейстеров по установленной детской школой искусств форме. Отчеты по урокам, видеоматериал ежедневно отправлялись в учебную часть.
Реализация образовательной программы осуществляется во времени, структурированном определенными периодами (учебный год, полугодие, четверть). Измеряется учебное время особыми единицами. Основной единицей учебного времени является урок.
Дистанционный урок это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой преподаватель руководит индивидуальной деятельностью, с целью освоения учащимися основ учебного материала, воспитания и развития творческих способностей. Индивидуальные дистанционные уроки по учебным предметам ДПП «Специальный инструмент Фортепиано» «Ансамбль». «Концертмейстерскнй класс» позволили учащимся школы искусств продолжать непрерывный процесс обучения в период карантина.
Преимущество дистанционного обучения является то, что происходит в удобном темпе , в удобном месте и в удобное время.
Исключительным качеством, которые отличают, уроки онлайн является привычная обстановка. И ученик, и учитель чувствуют себя комфортно, потому что находятся дома. Момент уверенности становится более устойчивым. Будучи на уроке в школе, легко впасть в состояние неуверенности и зажатости, которое мешает процессу обучения. То что ребенок находится дома – очень хорошее психологическое условие для того, чтобы ученик понял материал, научился всем навыкам и прогрессировал в своем умении.
Длительный карантин подвел меня к необходимости воспользоваться виртуальным общением с учениками. И я посоветовала бы начинающим преподавателям «заглянуть» в дом к ученикам хотя бы для того, чтобы оценить правильность посадки ребенка за инструментом. Для меня было полной неожиданностью то, что я увидела. Дети сидели на низком стуле без устойчивой опоры под ногами. Хотя в классе на каждом уроке в присутствии родителей мы усаживаем ученика на необходимую высоту стула, ставим подставку под ноги. Как оказывается, объяснение правильных вещей в классе не гарантирует их выполнения дома. Совместными усилиями положение было исправлено, ребёнок сел правильно. Так что контрольный взгляд со стороны оказался совсем не лишний. Так как во время карантина я имела возможность достаточно часто связываться с детьми дистанционно я решила воспользоваться моментом и заняться организацией самостоятельной работы учеников дома.
Г. Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику …, то есть привить ему самостоятельность мышлении, методов работы, самопознания и умения добиться цели»
Большим плюсом в дистанционной работе с учащимися является присутствие родителей , которые помогают порой в усвоении материала, особенно в младших классах. Треугольник Преподаватель Учение Родитель очень благотворно влияют на усвоение материала.
Совместными усилиями преподаватель – родитель помогают ребенку уяснить схему, по которой он должен работать. И конечно связь ребенка и педагога виртуально увеличивает количество и качество занятий. Спасибо новым возможностям за дополнительное общение с учеником.
Но при всех положительных сторонах , всё-таки дистанционное обучение в нашей сфере – это только лишь вынужденная мера и ни в коем случае не может быть применима как заменитель очного обучения.
Преподаватель Детской Школы Искусств №1 г. Жетысай
Августанович Т.С.