ОБУЧЕНИЯ  ИГРЕ  НА ФОРТЕПИАНО

Музыкальная память является частным случаем общей памяти, особенности ее связаны с зависимостью от пространственно-временной структуры музыки и главенства образного и слухового вида мышления. На запоминание наизусть музыкального произведения требуется определенное время. Если возникает потребность в расширении репертуара, а также скорости его освоения, в первую очередь появляется идея о том, что если сократить время на разбор, то и скорость разучивания нового произведения изменится. Важным в этом вопросе является не только быстрое, но и качественное запоминание музыкального материала, и за это отвечают разные виды памяти.

   Музыкальная память долгое время не считалась являясь частью общей памяти, представляет самостоятельной музыкальной способностью. Такую точку зрения мы встречаем и у Б. М. Теплова, и в книге английской пианистки Л. Маккинон «Игра наизусть» Вопрос общей памяти интересовал ученых с древних времен, так как без памяти невозможна ни одна практическая или теоретическая деятельность. Везде необходим опыт, который дается только на основе памяти. Неслучайно в античной Греции матерью двенадцати муз была Мнемозина – богиня памяти. Первая развернутая концепция памяти в трактате Аристотеля «О памяти и воспоминаниях» свидетельствует о том, что в памяти есть и сознательное, и неосознанное начало. Память присуща и человеку, и животным; воспоминание – только человеку, так как он способен размышлять. Итак, общая психология трактует память как «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения»

   Современная наука все более склоняется к выводу, что музыкальная память, собой самостоятельную музыкальную способность. Опираясь на определение памяти в общей психологии, можно дать формулировку и музыкальной памяти: это свойство нервной системы хранить в психике и воспроизводить опыт взаимодействия именно с музыкальными образами. Память преобразует услышанное и при повторном прослушивании совершенствует опыт. «Музыкальная память,  как писал В. Ю. Григорьев, – это в первую очередь художественная память на музыку и свою интерпретацию образов»

   Этой фаталистичной точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память «поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий».

    В учебнике «Музыкальная психология» Г.П. Овсянкиной говорится, о  том, что музыкальная память существует в двух ипостасях: только как знание (узнавание) музыки и как умение ее воспроизвести голосом или музыкальном инструменте. Таким образом, музыкальная память делится на опознающую и на воспроизводящую – исполнительскую. Оба уровня находятся взаимосвязи.

    Музыкальная память классифицируется, функционирует по законам общей памяти и изучается по ее категориям. Для нее также решающую роль играет закон ассоциации, основанный на связи: чем больше ассоциаций, тем лучше действует память. В ней характерно то же членение: на запоминание, сохранение,  и собственно припоминание. Забывание также для нее важный процесс, так как от избытка музыкальной информации память можно «перегрузить». В основе действия музыкальной памяти лежит след – функциональное изменение в коре головного мозга. След остается на всю жизнь, так как это биохимический процесс. Музыкальное образование ведет к упорядочиванию следов. Но чрезмерное количество следов пагубно для памяти, поэтому забывание является естественным предохранительным явлением. В процессе забывании след не исчезает, а уходит в подсознание. При обращении к знакомой (тем более выученной) когда-то музыке этот след вновь переходит в сознание и наступает воспоминание. Музыканты отмечают, что если произведение когда-то было выучено наизусть (особенно, если было выучено хорошо), а потом забыто, то даже через много лет его можно вспомнить. Только при первых проигрываниях создается впечатление абсолютной новизны музыки, но вскоре это впечатление исчезает. Поэтому вспомнить музыкальное произведение значительно проще, нежели выучить наизусть что-то новое. История исполнительского искусства знает немало примеров, когда за очень короткий срок вспоминалось сложнейшее сочинение, выученное много лет назад, и с успехом исполнялось на концертной эстраде  Подводя итог анализа понятия «музыкальная память», предлагаемых отечественной и зарубежной психологией, надо отметить, что проблема запоминания нотного материала является одной из самых актуальных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве. Безусловно, работая в классе фортепиано, преподаватель вместе со своими обучающимися должен иметь представление о данном понятии, что оно в себя включает, какую структуру

   Говоря о музыкальной памяти,  в данном разделе мы рассмотрим разные трактовки видов музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело преподавателю – музыканту в процессе обучения обучающихся игре на фортепиано. Когда мы запоминаем музыкальное произведение, безусловно, мы говорим разных видах музыкальной памяти: о двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической.  В зависимости от индивидуальных способностей обучающихся каждый преподаватель будет опираться на более приемлемый для его ученика вид памяти.

    Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек – это память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет».

    К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

    Б.М. Теплов, говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательный компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти считались им ценными, но вспомогательными. Слуховой компонент в музыкальной памяти является ведущим. Но, говорил Б.М. Теплов, «вполне возможно, и, к сожалению, даже широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки. Фортепианная педагогика, должна выработать такие же тесные и глубокие связи между слуховыми представлениями и фортепианными движениям, как и связи между слуховыми представлениями и вокальной моторикой». 

       Теоретики музыкального исполнительства пришли к единому мнению, согласно которому музыкальная память соединяет различные виды памяти. Для исполнителя нужны слуховая, зрительная, тактильная, мускульная или моторная».

    Слуховая и зрительная относятся к образному, картинному содержанию мышления, поэтому они объединяются в психологии под термином «образная память». И поскольку музыка это искусство слуховых впечатлений и восприятий, то музыкальная память представляет собой, прежде всего, слуховую 

   Моторная память играет же важнейшую роль в музыкальном исполнительстве. Поскольку у исполнителей-инструменталистов основной способ звукоизвлечения – физическое воздействие на инструмент. Пианист, флейтист или же скрипач, все они пользуются руками, и часто, музыкальный текст запоминается ими не умом, а моторной памятью, в обход осознанию произведения. У исполнителей инструменталистов так же хорошо развита тактильная память из-за постоянно контакта с инструментом. Данные виды памяти формируют тандем.

    Рассмотрим еще два вида памяти – произвольная и логическая. «Музыка прежде всего логика. Как бы мы не определяли музыку, мы всегда найдѐм в ней последовательность глубоко обусловленных звучаний, и эта обусловленность родственна той деятельности сознания, которую мы называем логикой».

    И.А. Каиров говорит, что при изучении произведения она находится на периферии, возникает спонтанно, часто неосознанно, а отсюда и нелогично. И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время сценического выступления, так как эмоциям удается соединить в себе все виды навыков, необходимых для исполнения произведения.   

    Специфика эмоциональной памяти заключается в том, что она кодирует чувства и эмоции. Данный вид памяти является основой ладового чувства, без которого музыка не возможна в принципе. Также на ней основан феном вызывания определенных эмоций конкретными интонациями, а следственно – всей музыкой. Для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику предполагает Л. Маккинон. Но это сложно даже для взрослых исполнителей. Часто эмоции (требующие нервных затрат) заменяется умозрительностью: мыслями о чувствах. Разработка и переживания эмоционального сюжета дается не просто, часто образуется «эмоционально пустые места», которые опасны на сцене.

    Как отмечено в трудах Г.М.Коган, одно из замечательных достояний человека – это эмоциональная память, память на пережитые чувства и эмоции. Она является основой ладового чувства и музыкальности, без неѐ невозможно исполнительское и композиторское творчество. В структуре эмоциональной памяти, как отмечает автор,  можно выделить три основных уровня. Высший из них занимает память на представления эмоционального мира музыкально – художественных образов. На среднем уровне находится память на представление эмоционального содержания музыки. Низший уровень занимают представления эмоциональных настроений музыки.

   Эмоциональная память – основа сопереживания, как в музыке, так и в других видах искусства. Благодаря ей, человек может глубже прочувствовать содержание музыкального произведения

 – по типам – логическая, образная, эмоциональная, двигательная,зрительная, слуховая. Но на практике все типы музыкальной памяти слиты воедино, с превалированием какого-либо типа в зависимости музыкальной композиции  индивидуальных свойств психики

Еще несколько видов памяти, выделяют авторы данного учебника. Один их них –  исполнительская память. По мнению В. Ю. Григорьева, она членится примерно на четыре уровня по взаимосвязи с другими видами памяти: 1) с поведенческой, двигательной памятью (игровые движения), 2) связанной с поиском выразительных средств (характер, штрихи, динамика), 3) с памятью художественно-образных решений, что К. С. Станиславский называл «лентой видения», 4) служащей для удержания текста и его творческой доработки на основе опыта. На практике вся структура взаимосвязей действуют комплексно, функционируя на уровне сознания и подсознания.

    Одна из важнейших функций – это  запоминание. Запоминание трактуется авторами как начальный, многокомпонентный и своеобразный процесс выделения, анализа, отбора и синтеза отдельных сторон звучания и законченных его отрывков. Он начинается вместе с восприятием музыки и сопровождает его, принимая различные формы, в зависимости от цели музыкальной деятельности. В процессе увлечѐнного слушания музыка непроизвольно запоминается как бы сама по себе. Отсюда более естественным и распространѐнным является непроизвольная музыкальная память.

     Если сохраняемый материал долгое время не извлекается из памяти, то он претерпевает изменения, всѐ более обобщается, многие детали выпадают, остаѐтся самое важное и существенное. Поэтому одно и то же, но запечатлѐнное ранее существенно отличается от вновь выученного.

    Процесс воспроизведения – следующая функция, включает в себя припоминание, киспользование запомнившегося  материал исполнительскую деятельность. Воспроизведение может быт произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение – не простое механическое повторение запечатленного. Происходит мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Туркестанская область Жетысайский  район

                         Жетысайский  школа  искусств №1

                         ГККП  преподаватель  по  фортепиано

                               Жуматова   Жиенкуль  Сенбековна.

РАЗВИТИЕ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ  В ПРОЦЕССЕ

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған